04.05.24
Эксклюзив
Поделиться

Пензенские мастера рассказали, как реставрировалось мозаичное панно на улице Карпинского

04.05.24
Поделиться
На днях в областном центре произошло знаковое событие — на улице Карпинского, рядом с Монументом воинской и трудовой Славы пензенцев, было восстановлено мозаичное панно, посвященное 55-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В преддверии монтажа отремонтированных панелей с мастерами встретился корреспондент нашего информагентства.

Расцвет мозаичных панно пришелся на 70-80 годы и совпал с массовым возведением панельных и кирпичных пятиэтажек, прозванных в народе «хрущевками». Архитектурные «излишества» в этом типе жилых домов сведены к минимуму, и, чтобы скрасить их неприглядный вид, в прошлом веке по всему СССР стали использовать мозаичные панно. Их объединяла не только техника, в которой они были исполнены. Обычно панно несли идеологическую нагрузку и посвящались вехам и достижениям соцстроя. Панно сочетали в себе стилистику лубка (вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов –прим. ред.), плаката и иконописи. В восьмидесятые для жанра появилось даже общее понятие – «торцизм», то есть изображение, расположенное на торце дома.

В Пензе таких мозаик около десяти, первые и наиболее масштабные появились в начале семидесятых, практически друг за другом. Среди них – мозаика на здании ОАО «Электромеханика», панно «Кандиевское восстание» на улице Московской и панно, посвященное 55-летию Великой Октябрьской социалистической революции, неподалеку от Монумента воинской и трудовой Славы пензенцев. Нужно сказать, что мозаика — украшение недешевое, к примеру, та, что расположена на «Электромеханике», обошлась в 80 тысяч советских рублей – баснословная по тем временам сумма.

Мозаика на проспекте Победы была создана в 1972 году. Авторами панно из глушеного стекла (смальты) были преподаватели Пензенского художественного училища, заслуженные художники РСФСР Эдуард Иодынис и Лидия Скоробогатова, им помогали Владимир Максимов, Юрий Гончаров и Анатолий Афанасьев.

Время и погода за полвека не лучшим образом сказались на состоянии панно. Перепады температур привели к разрушению элементов. В этом году именно «Ленин в елках», как мозаику называют пензенские остроумцы, стал первой мозаикой, которую было решено привести в порядок.



«На мой взгляд, здесь правильно будет употреблять слово «ремонт», а не «реставрация» или «реконструкция». В данном случае речь идет именно о восстановлении утраченных элементов, — говорит мастер производственной мастерской Сергей Некрасов. — Когда нам позвонили и спросили, можем ли мы это сделать, мы взяли паузу, чтобы собрать информацию и морально подготовиться. Так как эта работа для нас была совершенно новой и незнакомой. Мы помониторили интернет, поизучали информацию с разных сторон и все-таки приняли решение взяться за это дело, хотя бы потому, что эта работа за время сбора сведений стала для нас очень интересной».

Встреча с мастерами – Сергеем Некрасовым и Михаилом Подобрей – проходила в производственной мастерской, где они набирали и монтировали на месте утраченные элементы.

— С чего вы начали работу?

— На всю работу у нас было три месяца. При этом первый месяц ушел на подготовительные работы, чтобы кропотливо все изучить. Во-первых, мы привлекли профессиональных промышленных альпинистов, чтобы выполнить монтажные работы на высоте, а во-вторых, обратились в Союз художников, где нам порекомендовали единственного специалиста — Игоря Митяева, который чуть ли не единственный в Пензе имеет непосредственное отношение к мозаикам. На него была возложена ответственная задача — определить, какие фрагменты были утрачены, разложить отсутствующие части по цветам. Тот, кто собирал пазлы, должен понимать, как это непросто.



— С какими трудностями вы столкнулись?

— Задача стояла не просто заполнить лакуны, или поставить «заплатки», а восстановить фрагменты в виде, максимально приближенном к оригиналу.
Вся мозаика занимает порядка 180 квадратных метров. После анализа ее состояния нами было выявлено восемь панелей размером около квадратного метра, которые требовали восстановления. В принципе, объем небольшой, но с учетом того, что работа эта достаточно кропотливая – все панно сделано из маленьких кусочков смальты размером два на три сантиметра, это оказалось делом непростым. Вначале для каждого фрагмента необходимо было отрисовать макет, понять, как кусочки будут «работать» друг с другом. Делали компьютерное моделирование.

И тут мы столкнулись с тем, что найти фотографию мозаики в хорошем качестве с хорошей детализацией оказалось очень непросто, но в конце концов нам это удалось. Игорь несколько раз выезжал на место, после чего была определена цветовая палитра мозаики.

После этого мы определились с поставщиками смальты. Она поставляется обычно в «блинах» или слитках, которые необходимо разрезать обычным стеклорезом на нужные фрагменты. При этом они разные по высоте, и наша задача была нивелировать эти неровности. Чтобы добиться 90% попадания в существовавшие цвета, мы по максимуму старались использовать старую смальту, которую удалось собрать рядом с мозаикой.



— Насколько изменились технологии за полвека?

— При ремонте мы использовали технологии 21 века. Если раньше это были просто блоки бетона, армированного сеткой, на который крепилась смальта, то теперь нам удалось существенно снизить вес панелей за счет современных материалов. В процессе работы мы были поражены, какая титаническая работа была проделана создателями этой мозаики. При этом у авторов не было компьютеров, чтобы все это смоделировать. Как это тогда было собрано воедино, я просто не представляю. Вы только представьте – высота пятиэтажного дома, 15 метров — это 15 рядов, состоящих из метровых блоков весом в полцентнера, и каждый должен быть надежно закреплен и идеально состыковываться с соседними блоками. При этом детализация конечного панно поражает. Это колоссальная работа.



— Есть ли предложения по ремонту других пензенских мозаик?

— Нам поступило предложение отремонтировать мозаику, посвященную Кандиевскому восстанию, на улице Московской. В настоящее время мы собираем информацию и с большой долей вероятности согласимся на эту работу, тем более что руку уже, можно сказать, набили.

— А какие из пензенских мозаичных панно вам больше всего нравятся?

— Мозаики все классные, все разные — по художественным решениям, по технологии, по монтажу. Причем сейчас, когда у нас есть понимание, как это было сделано, мы просто восхищены этой работой. Когда ты поднимаешься на вышке и видишь вблизи, насколько это масштабно и насколько проработаны все детали, понимаешь, насколько это круто!

P.S. На сегодняшний день все восстановленные блоки заняли свои места на мозаичном панно. Мастерам осталось доделать последние штрихи на месте, чтобы максимально подогнать замененные плиты. Мастера остались довольны своей работой.

«Конечно, до идеала еще далеко, однако той задачи, которую мы перед собой ставили — добиться 80% совпадения с утраченным рисунком, — мы достигли. Есть к чему стремиться», — резюмировал Сергей Некрасов.




Читайте также из рубрики Эксклюзив:
Мы используем cookies для улучшения работы сайта и обеспечения удобства пользователей. Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других данных в соответствии с Политикой использования cookies